Страница обновлена 23.01.2025

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Данилова Ярославской области

Страница обновлена 23.01.2025
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Данилова Ярославской области

Музейная комната "Моя страна Россия"

Время… Самое важное, самое неуловимое, самое ценное… Как передать дошкольнику ценность исторических событий? Как объяснить ребенку важность дел, живших ранее людей? Главным инструктором в ответах на эти вопросы станут чувства и эмоции. Но где найти источник таких чувств и эмоций, которые найдут отклик в сердцах детей? Что может стать основой для ярких впечатлений и формирования духовно нравственных чувств воспитанников? Педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды. Музей - это уникальные   хранители прошлого, являющиеся впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа. Так, общими усилиями педагогов, при активном участии родителей, в 2024 году была создана музейная комната «Моя страна Россия».

Экспонаты музейной комнаты - «Русская изба", «Сударушка», «Чудеса народных прмыслов»,  кружок «Рукотворушки» художественно – эстетической направленности (роспись изразцовых плиток Даниловских, Ярославских мастеров). Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям  подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию

Принципы музейной педагогики:

- При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования личностного развития  дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

- Наглядность.

- Доступность.

- Динамичность.

- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

- Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, то развитие становится более эффективным. Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. 

Так экспонатами музейной комнаты "Сударушка" являются куклы-обереги.  Наши дети в основном играют в современные куклы, которые могут говорить, плакать, несут в себе образ малыша. А вот русская народная кукла для многих открытие! Поэтому мы поставили перед собой задачу: через знакомство с русской народной куклой расширить знания детей о традициях и обычаях русского народа, сформировать простейшие знания о народных куклах – оберегах, повысить у детей интерес к игровой, познавательной деятельности, наполнить речь народными оборотами, фразами, колыбельными, в непринужденной обстановке учить эту куколку произносить скороговорки, чистоговорки, тем самым упражнять детей в произношении звуков, развивать фонематический слух, разговорную речь. Обыгрывая народные куклы, мы учим наших воспитанников употреблять в речи народные обороты, ласковые уменьшительные обращения ( доченька, голубушка, золотинка моя, сходи по водицу, травушка – муравушка, и др), пословицы, поговорки, колыбельные. Все это способствует формировать познавательного интереса к родному языку.

Мини – музей «Русская изба».

Занятия в музее, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть:

1. Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.

2. В ходе тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь.

3. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.

Экспонаты мини – музея «Чудеса народных прмыслов», помогают детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жостовских, дымковских и других мастеров народного творчества.